Лекция №14 Депрессия



Здравствуйте! Наша сегодняшняя лекция посвящена такому распространённому синдрому, ну и нозологической единице, как депрессия.

По нозологическим единицам мы скажем чуть попозже. Сейчас разберём признаки депрессии, клинические признаки депрессии.

И начнём мы не с психических проявлений, а с соматических. Что относится к развёрнутому соматизированному депрессивному синдрому?

  • Это снижение или утрата, полная утрата, интересов к какой-либо деятельности.
  • Снижение или опять-таки даже полная утрата эмоционального реагирования.
  • Ранние пробуждения с невозможностью заснуть и с ощущением того, что человек не выспался.
  • Значительные суточные колебания аффекта. Причём, он не выходит за рамки депрессивного — в любом случае, настроение снижено, но в течение дня оно чередуется. Иногда лучше человек себя чувствует утром, иногда — вечером.
  • Значительные колебания и нарушения моторики — от выраженной заторможенности, вплоть до ступорозных состояний, до выраженной ажитации, когда человек кричит, бегает, рвёт на себе одежду. Ну это, правда, встречается сейчас достаточно редко, но тем не менее.
  • Нарушение аппетита, как в сторону его снижения, так в сторону его увеличения. Переедание углеводистой пищи.
  • Значительные колебания как правило в сторону снижения веса — до пяти процентов за месяц.
  • Значительное снижение либидо.

Всё это относится к соматическим проявлениям депрессивного синдрома. Также к соматическим проявлениям депрессии можно отнести артериальную гипертензию, которая встречается в большинстве случаев депрессивного эпизода, и также нередко встречающиеся запоры. Это то, что касается соматических компонентов депрессивного синдрома, депрессивного эпизода. В дальнейшем будем говорить об этом диагнозе.

Собственно, психические проявление характеризуются:
  • снижением настроения,
  • отсутствием удовольствия от ранее приятных видов деятельности,
  • значительным снижением энергетического потенциала, соответственно утомляемость и невозможность выполнять повседневную работу без значительных усилий, без концентрации внимания.
  • Снижение уверенности в себе, снижение самооценки, вплоть до развития самообвинения, даже доходящих до уровня бредовых идей.
  • Возникновение суицидальных мыслей различных степеней выраженности, начиная от суицидальных рассуждений, суицидальных обдумываний и, даже, до суицидальных приготовлений, что считается высокой степенью риска развития суицидальных действий.
  • Будущее представляется человеку, как правило, в чёрном цвете.
  • Затруднена концентрация внимания, трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности. Внимание постоянно рассеивается, уходит опять-таки на прокручивание вот этих вот негативных рассуждений о том, как всё плохо, что перспективы никакой нет, и всё будет в дальнейшем ещё хуже.

Вот это вот признаки депрессии. Мы, собственно, говорили о них уже в лекции посвящённой непсихотическим расстройствам. Но ещё раз повторим их, потому что распространённость депрессивного эпизода, депрессивного синдрома крайне высока. На сегодняшний день можно говорить о том, что депрессивная симптоматика в той или иной степени проявляется у пятнадцати — двадцати пяти процентов популяции в целом на протяжении всей жизни. То есть мы говорим о том, что депрессию переносит до четверти населения нашей страны. Естественно, не одновременно, а на протяжении всей жизни, но тем не менее, это очень распространённый синдром. Тем более, по отдельным группам населения, в частности, по пациентам амбулаторных учреждений эта цифра может достигать пятидесяти процентов, по стационарам эта цифра достигает семидесяти процентов пациентов. То есть когда мы говорим о пациентах не психиатрических стационаров, не психоневрологических клиник, а именно у пациентов обычных соматических учреждений, пациентов скорой помощи, в том числе, мы можем предполагать, что распространённость этого синдрома может достигать трети, а то и половины всех пациентов.

Какие нозологические единицы могут быть отнесены к депрессии? Они не являются обязательным для фельдшеров, но чтобы немного ориентироваться, неплохо бы это знать.
  • Это депрессивный эпизод. Депрессивный эпизод является эндогенной депрессией, то есть депрессией, протекающей без связи с внешними обстоятельствами, как правило, генетически детерминированной и склонной к хроническому течению.
  • Рекуррентное депрессивное расстройство отличается от депрессивного эпизода только тем, что депрессивный эпизод один, а рекуррентное депрессивное расстройство насчитывает уже несколько депрессивных эпизодов.
  • Дистимия. Дистимия отличается длительным хроническим течением и относительно слабой, слабой по сравнению с депрессивным эпизодом, выраженностью депрессивной симптоматики.
  • С обратным знаком от депрессии присутствуют мани́я.

То есть когда мы говорим о депрессии, мы говорим о сниженном настроении, сниженной интеллектуальной активности, сниженной моторной активности — классической депрессивной триаде. Когда мы говорим о мани́и, которые встречаются намного меньше, мы говорим о неадекватно повышенном настроении, повышенной физической активности, повышенной интеллектуальной продуктивности. Но здесь мы, казалось бы, ну что замечательно, повышенное настроение, повышенная активность, всё хорошо, но к сожалению, это дело обстоит совершенно не так. При мании настроение повышенное неадекватно, физическая активность и интеллектуальная активность не дают повышения качества или количества продукции. То есть человек хватается за все дела, делает всё одновременно, ничего не доводит до конца, всё бросает, легко раздражается, становится агрессивным, потом так же легко отходит, становится весёлым, радостным, дарит своё имущество, веселится, пляшет, ведёт себя в целом неадекватно. Мания встречается сейчас намного реже, чем раньше. Собственно, мы имеем явное доминирование депрессивных эпизодов, но, тем не менее, надо знать, что такое расстройство, как мания, тоже существует.

И в частности, существует такое биполярное аффективное расстройство, когда депрессивные эпизоды чередуются с маниакальными эпизодами. Они могут быть опять таки разной степени тяжести, начиная от лёгких, когда человек практически даже сохраняет работоспособность, но значительно её снижает, до тех ситуаций, когда и депрессивные эпизоды, и маниакальные эпизоды, по степени нарушения функционирования человека достигают степени психоза.

То есть мы можем наблюдать и при депрессии бредовые проявления, когда человек говорит, что, допустим, как вот в приводившемся ранее примере, все кто с ним разговаривает, все умрут, на нём лежит проклятье, и лучше ему умереть, чем осквернять своим существованием эту землю, так и при маниакальном состоянии мы можем наблюдать бредовые высказывания, относительно того, что человек может осчастливить весь мир фактом только своей улыбки, своего существования, что он взмахом своей руки открывает просторы Вселенной и дорогу в космос. То есть и там, и там тяжесть состояния может варьироваться от непсихотического уровня до тяжелейшего психоза. Наличие бредовых проявлений опять-таки не должно вводить в заблуждение, хотя они конгруэнтны аффекту, то есть, да, при депрессии бред носит депрессивный характер, при мании бред носит маниакальный характер, но и там, и там это бред. Если мы выявляем бред, если мы выявляем психоз, мы делаем совершенно одну и ту же комбинацию действий. Мы фиксируем то, что обнаружили в медицинскую документацию, докладываем своему начальству, непосредственному руководству, и докладываем психиатрической службе в обязательном порядке.

Так же можно обратить своё внимание на такой вариант депрессии, которая так же характеризуется теми же признаками депрессивного синдрома, о которых мы говорили в начале, как депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации. Это та же самая депрессия, но обусловленная психогенно. Когда мы говорили об этиологии психических расстройств, мы говорили психогенные расстройства характеризуются тем, что, во-первых, возникают непосредственно в обозримом времени после перенесённой психотравмы либо острой, либо хронической. Собственно, в структуре симптоматики присутствует описание этой самой психотравмы, то есть у человека не просто сниженное настроение, а сниженное настроение, потому что он не сделал всё для спасения, допустим, своего погибшего родственника. У него не просто плохой сон, а плохой сон из-за того, что его мучают кошмарные сновидения о том, как он не спас своего родственника и так далее, и так далее. То есть сама психотравма отражается в симптомах депрессии.

И третье — течение заболевания, в отличии от эндогенного депрессивного эпизода, течение заболевания полностью зависит от степени актуальности психотравмы для человека. Если человек смог её пережить, переработать, то заболевание проходит. Если этого не происходит, то заболевание хронифицируется и приобретает затяжной характер. Опять-таки не задача фельдшера определять, какая именно это депрессия, если депрессивный эпизод выявлен, он зафиксирован, необходимо предпринимать меры по его лечению и профилактике. Что именно можно делать, мы уже упоминали. Опять-таки, если тяжесть состояния не соответствует двадцать девятой статье закона о психиатрической помощи, в недобровольном порядке сделать ничего нельзя, но поставить пациента с депрессией в известность о том, что хотя бы, допустим, существует такой ресурс, как mednauka.net, где есть масса информации, относительно его заболевания, и он может найти для себя какие-то варианты лечения, или хотя бы помощи компенсации состояния, любой сотрудник скорой помощи в принципе вполне может. Либо, действительно, что намного лучше, убедить пациента обратиться за консультацией, за очной консультацией к специалисту.

Спасибо вам за внимание. На этом позвольте закончить нашу мини-лекцию. Всего вам хорошего.
 

Другие интересные транскрипты

Комментарии