Отделы мозга и их функции



В 1861 году в парижский госпиталь поступил пациент, без конца повторявший один и тот же слог: «тан-тан-тан». Поль Брока́, его лечащий врач, обнаружил, что у мужчины не было проблем с пониманием речи, но он не мог сказать ничего, кроме вышеупомянутого слога. Через несколько дней после скоропостижной смерти пациента, Брока́ вскрыл его мозг и обнаружил поражение небольшого участка левой лобной доли. Это привело его к выводу, что данный отдел отвечает за формирование речи.

В то время учёные как раз пришли к единому мнению, что мы думаем мозгом, а не сердцем. И эксперименты с животными убедили их, что различные отделы мозга отвечают за совершенно разные задачи. Метод поражения Брока́ стал толчком к созданию карты активности мозга человека. Врачи обследовали пациентов со специфическими когнитивными расстройствами и соотносили эти расстройства с поражёнными участками мозга. Благодаря этим пациентам, удалось установить, что новые воспоминания формируются в гиппокампе, за страх отвечает миндалевидное тело, а за распознавание лиц — веретенообразная область. Однако, установление взаимосвязи между определённой области мозга и конкретной задачей и доказательство, что эта область действительно выполняет эту задачу — это не одно и то же.

В девяностых годах был разработан аппарат для функциональной магнитно-резонансной томографии с целью отслеживания изменений в деятельности головного мозга, что помогло обнаружить недочёты в старой версии карты мозговой деятельности. Во-первых, крупные участки мозга активизируются при любой его деятельности. Это даёт основания предполагать, что даже базовые задачи требуют скоординированной работы.

И оказывается, что основу этой согласованности составляет коммуникационная сеть волокон. Повреждение этих волокон объясняет, почему некоторые люди со здоровым центром Брока теряют способность говорить. Наличие коммуникационной сети также служит объяснением того, почему некоторые люди, у которых эта зона повреждена, не испытывают проблем с речью. Это связано с тем, что волокна могут поручать задачи центра Брока другим областям мозга. Но опять же, если определённый отдел мозга активизируется во время выполнения конкретной задачи, это далеко не всегда говорит о том, что он выполняет что-то критически важное по отношению к этой задаче. Иначе говоря, нейровизуализация посредством метода магнитно-резонансной томографии и метода поражения имеют один и тот же недостаток.

К счастью нам под силам решить эту задачу совмещением двух методов. Не так давно исследователи произвели сканирование поражённого мозга ста восьмидесяти двух человек. В основном это были солдаты с осколочными ранениями. Им нужно было выполнить ряд задач на умственную деятельность. Затем сканы были сопоставлены, чтобы определить активность определённых отделов мозга при успешном выполнении задач и отсутствие реакций в случае неудачи. Таким образом, теперь у нас есть карта мозга, которая показывает, какие отделы взаимодействуют между собой, чтобы помочь нам понимать язык, решать головоломки и запоминать информацию.

Но даже при наличии этих карт, наш мозг всё ещё продолжает подбрасывать пищу для размышлений. Например, нам никогда не узнать, почему пациент Брока мог произнести только «тан». Не пытался ли он сказать нам ещё что-то важное?

Переведено и озвучено DeeAFilm Studio при поддержке Naked Science. Перевод: Наталья Дудинская. Текст читала Елена Лунина.

[Это транскрипт перевода, оригинальное видео ниже:]
[Which Parts Of The Brain Do What?]
 

Другие интересные транскрипты

Комментарии