Нервничать вредно и даже опасно. И стресс убивает наши нейроны, которые не восстанавливаются. Это правда или выдумки? Нужно ли закидываться пустырником при любом удобном случае, или всё не так плохо?
Слово «стресс» происходит от английского слова «напряжение», и это напряжение — естественная реакция организма на любые необычные обстоятельства. Таким образом, мы адаптируемся к происходящему. Существует несколько видов стресса. Как минимум, физиологический — это может быть реакция тела на низкую или слишком высокую температуру, или боль, и психологический. С первым всё понятно. Организм, как может, справляется с проблемами, если не получается их устранить. Но вот с эмоциональным стрессом сложнее. Часто вообще не поймёшь, чего я так разнервничался. И тем более непонятно, что с этим делать.
Но если сейчас при проблемах с начальством и ссорах в семье, то есть всяких социальных штуках, стресс только сбивает нас с толку, то для первобытных людей даже такого рода напряжение было надёжной защитой от смерти. Например, при встрече смилодона — этот тот, кого мы привыкли звать саблезубым тигром — в организме первобытного человека, скорее всего, происходило примерно то же, что происходит с нами перед экзаменом.
Первой отзывалась эндокринная система, которая регулирует гормоны: надпочечники начинали вырабатывать кортизол и адреналин, делая первобытного парня дерзким и способным быстро принимать решения. У предка ускорялось сердцебиение и увеличивался приток крови к мышцам, благодаря чему он был готов отважно драться или успешно бежать. В общем, это было во всех отношениях полезно.
Но сейчас смилодонов нет. Бежать обычно никуда не нужно, драться вообще запрещено. А стресс остался. Что же он с нами делает?
Этот вопрос наука давно изучила с помощью животных. Над зверушками издевались многие, и в их числе — небезызвестный Иван Павлов. Одна из его сотрудниц — Наталия Шенгер-Крестовникова — экспериментировала над собакой. Пса научили распознавать круги и овалы. Когда он видел овал, ему нужно было нажать лапой на педаль, и он получал кусок мяса. Но коварная женщина с каждым днём делала овал всё более и более похожим на круг. И когда он стал совсем круглым, собака, мягко говоря, впала в печальку. У пса случился нервный срыв: он постоянно рвался из вольера и даже забыл, как отличать обычный вытянутый овал от обычного круглого круга. При этом его исправно кормили и вообще были с ним вполне нежны. Но эмоциональный стресс — дело такое.
Примерно так же он действует на людей. Мы впадаем в депрессию, потому что не можем связать наши действия с результатом, с происходящим. Если стресс длится долго, он перестаёт быть полезным. Разовый выброс кортизола активизирует иммунные клетки, а затянувшийся стресс наоборот ослабляет иммунную систему, делая нас уязвимыми для вирусов. Длительный выброс этого гормона может привести ещё и к проблемам со сном, а проблемы со сном, в свою очередь, чреваты перееданием, упадком сил и ещё большим стрессом. А адреналин способствует повышению давления, и если вы находитесь в состоянии стресса слишком долго, у вас может начаться гипертония.
В общем, все эти гормоны хороши только в меру. Но это всё справедливо только по отношению к особому виду стресса — дистрессу, о котором впервые заговорил врач Ганс Селье. Дистресс — это то, что происходит с нами, когда нас увольняют или выгоняют из квартиры. А есть ещё эустресс — это то, что мы испытываем перед свиданием или на американских горках. Тот или иной вид стресса наш организм переносит практически всегда. Надо же адаптироваться к изменчивой среде.
А теперь, наконец, совсем хорошая новость: нервные клетки восстанавливаются. Да, конечно, их восстановление нельзя сравнивать с тем, как активно делятся клетки эпителия, то есть с восстановлением кожи. Нервные клетки действительно не делятся, но это не значит, что они вообще никак не восстанавливаются, и что после каждой нервотрёпки вы утрачиваете частицу разума и жизни. Наша нейронная система очень пластична. Допустим, при болезни Паркинсона симптомы становятся заметны только при поражении мозга на девяносто процентов, до этого момента здоровые клетки берут на себя обязанности отмерших и вполне успешно справляются со своей работой. А ещё новые нейроны образуются из стволовых клеток в гиппокампе, в желудочках и префронтальной коре. Да, нейрогенез происходит гораздо активнее у тех, кто ещё не родился, но у взрослых тоже образуются новые нейроны. Более того, аналогичным образом умеют восстанавливаться нервные клетки птиц и млекопитающих. Короче, сильно не волнуйтесь. Всё окей.
Есть вопрос? Добро пожаловать в нашу группу вконтакте. Там можно предложить любую тему для нового выпуска научпока.
Комментарии
Отправить комментарий