Ежедневно каждый человек избавляется в среднем от ста тридцати граммов фекалий. Ну после Тако Белл, может быть, вдвое больше. И людей на Земле семь с половиной миллиардов, так что ежедневно производится буквально гора человеческих нечистот. И большинство из нас стараются делать вид, что её не существует. И всё благодаря одному изобретению, которое сделало огромный вклад в гигиену человечества, и как ни что другое в истории, повысило качество нашей жизни.
Медведи делают это в лесу, киты в океане, а две целых четыре десятых миллиарда человек не делают это в унитаз. Дизентерия, тиф, паразиты и другие инфекции убивают сотни тысяч людей ежегодно. И всё потому, что у каждого третьего человека в 2017 году нет доступа к оборудованному туалету. Мы, сидя на фарфоровом троне, забываем про многих других людей, по колено стоящих в нечистотах. Около миллиарда людей до сих пор облегчаются на открытом воздухе. В уличные ливнестоки, водоёмы или в лесу.
Тысячи лет назад мы все так делали, но с развитием сельского хозяйства и появлением городов, нечистоты начали обособляться в одном месте. Примерно пять тысяч лет назад жители поселения эпохи неолита Скара-Брей построили первые известные туалеты, в то же время во многих домах в Мохенджо-Даро были туалеты со сливом и нечистоты через канализацию уплывали в реку Инд.
Тысячи лет понадобились нам, чтобы увидеть связь между микробами и болезнями. Но нежелание касаться отходов жизнедеятельности сопровождает нас на протяжении всей нашей истории. Выделения, смерть, гнилой запах, всё это может быть признаками опасности и болезни, которые вызывают у нас врождённое чувство отвращения. Этот инстинкт нашёл отражение во многих религиях, как например, этот стих из Ветхого Завета, предписывающий иудеям совершать свой сход в благочестивой манере.
Римское общество не очень волновали какашки. С одной стороны, в Риме было сто сорок четыре общественных туалета. Это были длинные скамьи с отверстиями, уходившими в Клоака Ма́ксима — канализацию, которая уносила нечистоты в Тибр. Но большинство римлян просто пользовались горшками, а затем выливали их содержимое на улицу. Когда отходов стало много, и болезнь стала поджидать на каждом шагу, римляне поняли, что всё дело в нечистотах. Но Римская империя пала, а идея о влиянии дурного запаха на здоровье осталась. Поэтому путь к изобретению унитаза засорился ещё на тысячу лет.
Во время вспышки бубонной чумы средневековые доктора носили такие длинные маски. Внутри которых были травы, призванные очищать дурной воздух, который, по мнению докторов, и вызывал болезнь. Они ошибались, но именно одержимость зловониями изменила мир самым неожиданным образом.
Вопреки расхожему мнению, унитаз с системой смыва изобрёл не Томас Крэппер, эта честь принадлежит Джону Харингтону. В его изобретении «Аякс» таз очищался водой из бачка сверху. Но унитазы со смывом не были популярными до 1775 года, пока Александр Камминг не изобрёл изогнутую сливную трубу, вода в которой не давала взрывоопасному и предположительно болезнетворному газу от сточных вод подниматься по трубам. И этот элемент системы используется до сих пор.
Во времена промышленной революции большинство людей всё ещё делали свои дела на улице или пользовались выгребными ямами. Растущее население оказывало слишком большую нагрузку на лондонскую канализацию. К середине девятнадцатого века город буквально утопал в нечистотах. А с нечистотами приходит холера — инфекция вызываемая бактерией, чьи токсины заставляют организм неистово избавляться от воды, как правило, в виде диареи. Холера напала на Лондон в 1854 году. Идея о затхлом воздухе канула в лету.
Доктор Джон Сноу считал, что холера передавалась через питьевую воду, когда в неё попадала сточная вода. Сноу нарисовал карту распространения холеры и выяснил, что они сосредоточены вокруг водозаборной колонки. Когда же он открутил ручку колонки, новые случаи заболевания пошли на спад. Вскоре власти провели сточные каналы дальше от города, но врачи ещё пятьдесят лет отказывались принимать идеи доктора Сноу.
Во времена Великой депрессии стало увеличиваться число заводов по переработке нечистот и появилась современная туалетная бумага. Собственно, ими мы пользуемся до сих пор. И благодаря им, грязные дела мы не видим, не чувствуем и даже о них не думаем. Это, конечно, не три ракушки, но всё равно существенный прогресс.
Но роскошное облегчение отвлекает нас от одной важной мысли. Две целых четыре десятых миллиарда людей не имеют доступа к унитазу. Около восьмисот тысяч детей младше пяти лет ежегодно умирают от диареи. Это больше, чем от СПИДа или малярии. Это заполненный детьми Airbus 380, разбивающийся каждые шесть часов. Из-за плохих санитарных условий, вызывающих болезни, потерю дохода и сокращение жизни, мировая экономика в прошлом году потеряла двести шестьдесят миллиардов долларов. Что ещё хуже, женщины гораздо сильнее страдают от этих недугов.
В 2007 году читатели британского медицинского журнала назвали унитаз самым большим вкладом в здравоохранение с 1840 года. Не антибиотики, не вакцины, а унитаз и чистая вода. Мы действительно продвинулись. С 1990 года на четырнадцать процентов больше людей имеют доступ к санитарным средствам. Сильно снизилась смертность. Но меньше — это ещё не ноль. Приложив всего немного усилий, мы можем смыть эту проблему навсегда.
У героев сериала «Семейка Брейди» в туалете даже нет унитаза. Облегчение под таким запретом что буквально невидимо. Мы даже не говорим о нём. И это несовпадение, что множество ругательных слов касаются дефекации. В своей книге «Большая нужда» Роуз Джордж пишет:
«Отношение общества к человеческим экскрементам показывает его отношение и к своим людям.»
Все ходят в туалет по большому, и у каждого должна быть возможность сделать это безопасно. Не теряйте любопытства, и, пожалуйста, сделав дела, всегда мойте руки.
Переведено и озвучено DeeAFilm Studio при поддержке Naked Science. Перевод — Юрий Аркалов, текст читал Артём Бахтин.
[Это транскрипт перевода, а оригинал ниже:]
[How The Toilet Changed History]
Комментарии
Отправить комментарий