Почему не стоит доверять чувствам



Почему не стоит доверять чувствам.

Легко вырасти с убеждением, что чувства отражают верное представление о нас, окружающих людях и мире в целом. Можно назвать этот оптимистичный подход теорией чистого стекла, имея в виду, что мы в состоянии смотреть на мир, как будто через чистый и недеформированный кусочек стекла.

Хотя давняя традиции философии пыталась предостеречь нас о более коварной правде. Школа мысли, известная как скептицизм, основанная в Греции в третьем веке до нашей эры, считала, что бо́льшая часть наших, кажущихся обоснованными, первых впечатлений, не стоит считать точными, а наоборот, их нужно тщательно логически расшифровывать. Наше восприятие — далеко не чистое стекло, оно полно царапин деформаций и ограничений. Для скептика быть мудрым — значит постоянно быть начеку, независимо от того, насколько мы склонны искажать реальность, доверяя нашим чувствам.

Один небольшой пример искажающего восприятия, особенно восхищающий греков — странное явление, когда палочка частично погружена в воду. Сразу кажется, что палочка образует угол в форме буквы «V» в точке соприкосновения с поверхностью. Но если вытащить палочку, конечно, видно, что она прямая. Скептики использовали этот небольшой пример для обоснования грациозной истины: наши ощущения унизительно обманчивы. Чаще всего то, что кажется на самом деле, является чем-то другим.

Идеи скептиков стали движущей силой развития современной науки. В середине шестнадцатого века польский философ и астроном Коперник доказал, что бы ни подсказывали чувства сотни и тысячи лет, но, согласно логическому рассуждению,Солнце фактически не вращается вокруг Земли.

Но скептиков волновали не только ошибки, совершаемые при изучении астрономии. Их захватывала людская склонность совершать ошибки в личной жизни под влиянием эмоций. Например, наш разум редко бывает свободен от влияния настроения, вроде эмоциональной погоды, наблюдающий за душевными просторами, причём без понимания человеком, откуда это настроение взялось, когда оно пройдёт, и даже существует ли оно. Тем не менее, настроение может оказать решающее влияние на наши представления. В одном настроении мы считаем себя удачливыми, с радужными перспективами, чувствуем благодарность к окружающим. А потом, спустя несколько часов, без всякого изменения окружающего мира другое настроение приводит к переоценке почти всего вокруг нас. Также, будучи под влиянием этого настроения, мы не понимаем, что мы в его власти. Просто мы чувствуем, что наши друзья, которых мы обожали вчера, теперь плохие, и наша радующая раньше работа — это абсурд.

Усталость может быть тем, особенно мощным фактором, который тихо и невидимо искажает мышление. Скептик девятнадцатого века Фридрих Ницше отмечал:

«Когда мы устаём, нас атакуют мысли, которые мы считали давно побеждёнными.»

Не смотря на важность, чрезвычайно редко считают, что это действительно могла бы быть усталость. Это влияет на наше видение, а не на определённые факты в мире. Мы скорее почувствуем внезапную обиду на род людской, чем срочную потребность пойти поспать.

Вожделение также может влиять на рассудительность так, что мы начинаем считать своего партнёра лучшим на свете, чувствительного и доброго, тогда как, на самом деле, это просто привлекательная внешность и, возможно, больше ничего. Однажды немецкий философ Артур Шопенгауэр с иронией заметил:
«Сразу после соития слышен смех дьявола.»

Признание совершенности нашего разума формирует основы эмоционального скептицизма — способность бдительно наблюдать за вводящими в заблуждение влиянием чувств на наши суждения. Изучая слабые стороны нашего разума, древнегреческие философы-скептики советовали развить подход, который они называли эпохе́ [epoche], означающее «сдержанность» или «отсрочка решения».

Зная о нашей склонности ошибаться, мы бы никогда не спешили с решениями. Мы бы позволяли нашим мыслям устаканиться, чтобы переоценить их в разные периоды времени. И мы бы были более бдительны к воздействию вожделения и усталости, планируя что-либо. По ряду исторических причин всё общество упорно сопротивлялось признать выгоду эмоционального скептицизма. Романтическое направление девятнадцатого века завещало отвлекаться нам от поиска решений, но стараться полагаться на чувства.

Мы бы сделали большой шаг вперёд, если бы иногда позволяли себе не слушать свои чувства. Наоборот, ожидая, когда пройдёт плохое настроение, мы признаем, что в глубине души являемся вязкими мешками солевого раствора, который видит реальность через ненадёжное и искажённое стёклышко. И поэтому следует почаще не торопиться с выводами, усмирять порывы, следить за диетой и стремиться рано ложиться спать.

[Это расшифровка перевода, а вот оригинал:]
[Why You Shouldn't Trust Your Feelings]
 

Другие интересные транскрипты

Комментарии