Изучая биологию поведения, в какой-то момент понимаешь, что уровни активности вот в этой части мозга за секунду до такого-то поступка зависят от уймы факторов, начиная с того, что вы ели на завтрак, и заканчивая древней культурой ваших предков. Всё это влияет на наше поведение. Большинство этих факторов подсознательные, мы и не подозреваем о них, и в таком случае неизбежно возникает вопрос о свободе воли, существует ли она.
На этот вопрос я дипломатично отвечаю: что ж, если свобода воли всё-таки существует, то лишь в самых скучных сферах, которых к тому же становится всё меньше. Если вы всё же настаиваете, что сегодня утром сами решили, чистить зубы, начиная с верхнего ряда, а не с нижнего, и что это акт свободной воли, пускай, я не буду с вами спорить, наверное, это свобода воли.
А если говорить серьёзно, я не думаю, что она существует. В ситуации, когда за пару секунд вам нужно принять решение, поступить правильно или поддаться искушению и сделать иначе, ваш выбор будет зависеть от множества разных вещей, начиная со вздутия живота после тяжёлого завтрака, а это сыграло бы здесь свою роль, так как боль делает нас эгоистичнее, импульсивнее, и заканчивая эпигенетическими эффектами, имевшими место, когда вы были в утробе матери.
Сегодня очень многие вещи мы можем объяснить «биологически», органикой, тогда как пятьсот или даже пять лет назад мы бы резко осудили их с позиции морали, зато теперь мы знаем — это же биологический феномен. И здесь, конечно, есть соблазн сказать, что все эти пятьсот лет развития биологии в итоге приведут в тупик, и мы больше ничего не откроем в этой сфере знания.
Да, есть ещё сфера поведения, которую биология не объясняет, но если мы полагаемся исключительно на логическое мышление, то становится очевидным, мы биологические организмы. Свобода воли, раз уж нет менее громкого слова, ни что иное как миф.
Однако, очень трудно представить, как можно построить гуманное общества, в основе которого бы лежала идея о том, что мы лишь биологические организмы. Тут я и понятия не имею. Если кто-то скажет мне: «Симпатичная рубашка», я отвечу: «Ой, спасибо». Этим я даю понять, что на глубинном уровне мне трудно принять отсутствие свободы воли, но нет, я выбрал эту рубашку из-за того, что рос в определённой культуре, и мои зрительные рецепторы подсказали мне сочетание цветов и так далее.
Это как рефлекс, приписывать себе свободу воли во всяких мелочах, и если окажется, что его слишком трудно пересилить, то это не страшно. Где действительно нужно серьёзно задуматься над понятием свободы воли, так это в сферах, где мы наказываем людей. Нам придётся попотеть, чтобы понять — о свободе воли там говорить не приходится.
Переведено и озвучено студией Vert Dider
[Это транскрипт перевода, а ниже вы можете посмотреть оригинальный ролик:]
[Why You Don't Have Free Will: Your Breakfast Food, Biology, and Culture | Robert Sapolsky]
Комментарии
Отправить комментарий