Если вы хотите назвать «Мону Лизу», нарисованную Леонардо да Винчи шедевром, то сделайте это.
А вы не задумывались, что это произведение неплохое? Что же делает «Мону Лизу» такой знаменитой? И почему она настолько сильно известна во всём мире? Неужели она лучше, чем «Девушка с горностаем» того же да Винчи? Эта картина ведь намного интересней — здесь же есть горностай. Но Мона настолько известна, что, по словам директора Лувра — места, где она находится — около восьмидесяти процентов посетителей приходят в музей только ради одной этой картины.
Могу предположить, многие люди считают популярность «Моны Лизы» следствием того, что эта картина исполнена в десять раз лучше других. Но её история популярности и становления частью культуры намного интереснее. И возможно то, что эта картина не стала бы такой известной, если бы однажды «Мона Лиза» не исчезла.
Задолго до популярности «Моны Лизы» и до того, как её украли, один критик решил, что хочет сделать её знаменитой. И он настолько был влюблён в это произведение, что считал своим долгом сделать эту картину популярной на весь мир.
Книга Уолтера Патера 1873 года «Ренессанс» стала ключевой. Она вышла спустя более трёхсот пятидесяти лет со дня, как Леонардо да Винчи нарисовал «Мону Лизу». А ключевой она стала благодаря тому, что была написана и выпущена во времена викторианской эпохи. В эти времена произведения искусства было сложно увидеть вживую. Слова книги сделали свою работу. Эти строки из середины оды о «Моне Лизе» из середины книги. Рассмотрим поближе:
«Как в греческом анимализме, она старше всех тех камней, среди которых сидит; и будучи похожей на вампира, она множество раз умирала.»
Возможно, это не самое выдающееся описание, но людям понравилось. Оскар Уайльд считал данное сочинение блестящим. Он называл это мистической музыкальной прозой. И буквально всё, связанное с Лувром, от путеводителей и до дискуссионных клубов Падуки, цитировали слова Патера. Мгновенно вышли в свет и другие критики, ведь Мона стала популярной светской картиной, которую они могли анализировать, и в отличии от «Тайной вечери» да Винчи, попытаться найти в ней скрытый смысл.
Но даже на пике известности «Мона Лиза» была не самой знаменитой картиной во все времена. В 1907 году вандал в Лувре был нацелен на произведение Энгра, но не да Винчи. А в 1910 году ходили слухи о возможной краже картин, и в первую очередь все беспокоились далеко не о картине да Винчи, а о «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Потребовалась настоящая кража, чтобы сделать из «Моны Лизы» самую настоящую икону массовой культуры.
![]() |
[Иллюстрация: Отпечатки пальцев, укравшего «Мону Лизу» в 1911 году] |
Это отпечатки пальцев Винченцо Перуджи.
![]() |
[Иллюстрация: Винченцо Перуджа, укравшего картину из Лувра] |
А это арестованный Винченцо Перуджа. Преступником он стал 21 августа 1911 года, когда, будучи бывшим работником Лувра, он снял «Мону Лизу» со стены и забрал к себе домой. В Лувре заметили пропажу спустя один день. А средства массовой информации не придавали пропаже большого значения.
Картину искали в течение двух лет и пресса часто цитировала слова Патера, где он говорил, что Мона была самым большим портретом в истории человечества. Журналисты считали, что улыбка «Моны Лизы» свела вора с ума, и все люди в то время задавались лишь одним вопросом — где же находится «Мона Лиза» в данный момент. Тысячи людей ходили в Лувр, чтобы увидеть пустые крючки на стене. Грабёж и последующие поиски картины были похожи на хорошо спланированную рекламу «Моны Лизы». И поскольку в то время нельзя было ввести в гугл «как выглядела «Мона Лиза» до кражи», людям хотелось увидеть её вживую и оценить, что являлось большой проблемой.
Когда Перуджа был пойман, он сказал, что его целью был возврат «Моны Лизы» в Италию. Но к тому времени она уже стала самой известной картиной в мире, благодаря своему отсутствию. В это время критики не могли делиться своим мнением о ней, а журналисты могли описывать лишь пустые крючки, которые остались на стене Лувра.
До того как пропасть, «Мона Лиза» была самой обычной картиной. Но после двухлетнего отсутствия и последующего возвращения в Лувр, она стала больше, намного больше, чем часть искусства. Она была героем рассказов и легенд, а в каждой газете печатали о её возвращении. Она стала причиной множества расследований всего лишь за два года отсутствия. И теперь стала известна, благодаря не одной лишь восхваляющей оде Уолтера Патера. Её начали упоминать даже президенты в собственных речах при выступлениях.
«Все мы отдаём должное великому творению цивилизации которым обладаем.»
И этот интерес никогда не угаснет. В итоге цитата ценителя в совокупности с действиями преступника сделали своё дело. «Мона Лиза» на какое-то время перестала быть портретом и стала чистым лицом — местом, где критики могли нарисовать смысл, а ценители выдумать тайну. Вот почему она стала популярной. Не из-за того, как нарисована, но главное то, что мы видим в ней. Ведь если не в этом смысл искусства, то в чём?
[Это расшифровка перевода, ниже смотрите оригинальный ролик:]
[How the Mona Lisa became so overrated]
Комментарии
Отправить комментарий