Мартин Хайдеггер — без сомнения, самый трудный для понимания немецкий философ из когда-либо живших. Ничто не в состоянии сравниться с текстом его главной работы «Бытие и время», наполненной трудными для восприятия сложносоставными немецкими существительными такими как Seinsvergessenheit, Bodenständigkeit, Wesensverfassung. Однако, сложный язык Хайдеггера скрывает простые, порой даже очевидные истины — о смыле нашей жизни, болезнях нашего времени, пути к свободе. Нам следует прислушаться к нему.
Он родился в немецкой деревушке и до конца своих дней во многом так и оставался провинциалом, который любил собирать грибы, прогуливаться на свежем воздухе и рано ложиться спать. Он ненавидел телевидение, аэропланы, поп-музыку, еду из магазинов, в какой-то момент он был сторонником Гитлера, но признал что был не прав. Большую часть своей жизни он прожил в небольшом доме посреди леса, вдали от современной цивилизации.
Он считал, что душа современного человека страдает от ряда болезней. Во-первых, мы перестали замечать, что живём. Конечно, мы понимаем это в теории, однако, в нашей повседневной жизни мы потеряли подлинное ощущение того, насколько удивителен сам факт нашего существования, то что Хайдеггер называл Das Sein — бытие.
Лишь иногда, возможно, ночью в тишине, или когда мы болеем и проводим весь день дома в одиночестве, или когда прогуливаемся на природе, тогда мы вдруг осознаём, как странно всё происходящее вокруг. Почему вещи такие, какие они есть? Почему мы здесь, а не там? Почему мир таков, каков он есть? Мы бежим от того, что является противоположностью бытия, того, что Хайдеггер называл Das Nichts — ничто.
Вторая проблема в том, что мы забыли, что всё, что существет, связано между собой. Бо́льшую часть времени мы погружены в свою работу, в повседневные заботы, мы сосредоточены только на себе. Мы относимся к другим и природе вокруг нас как к средству, а не цели. Но однажды, чему, опять же, способствуют прогулки на природе, мы сможем выйти из нашего замкнутого мира, открыть для себя целый мир. Мы можем ощутить то, что Хайдеггер называл «всеобщность бытия», отмечая, например, что мы и вон та божья коровка, и тот камень, и то облако в небе над головой — всё это существует прямо сейчас, и в своей основе объединено простым фактом нашего общего бытия.
Для Хайдеггера эти моменты бесценны. Он хочет, чтобы мы использовали их для того, чтобы открыть своё сердце щедрости, преодолеть отчуждение и эгоизм, а также начать больше ценить то недолгое время, что нам осталось, прежде чем Das Nichts придёт на смену бытию.
Третья проблема состоит в том, что мы забыли, что значит быть свободными и жить для самих себя. Конечно, во многом мы далеко не свободны — мы, по выражению Хайдеггера, брошены в мир с того самого момента, когда родились, брошены в некое узкое социальное окружение, в котором господствуют чуждые нам мнения, архаичные предрассудки и традиции.
Хайдеггер хочет помочь нам преодолеть это состояние брошенности — Geworfenheit, как он называет его по-немецки. Для этого нам надо понять его природу. Нам надо преодолеть нашу психологическую, социальную, профессиональную косность и посмотреть на мир с более широкой точки зрения. Осуществив эту задачу, мы совершим классический хайдеггеровский переход от Uneigentlichkeit к Eigentlichkeit, от неподлинности к подлинности нашего существования. По сути, мы начнём жить для самих себя.
Однако, по мнению Хайдеггера, в большинстве случаев все наши попытки осуществить это с треском проваливаются. Мы поддаёмся влиянию общества, начинаем существовать в обезличенном, поверхностном состоянии, которое Хайдеггер называл «некто», который является противоположностью я. Мы наполняем свою жизнь слухами, болтовнёй, Das Gerede, которую мы слышим в газетах, по телевизору, в больших городах, которые Хайдеггер ненавидел.
Преодолеть это обезличенное состояние мы можем, если должным образом сконцентрируемся на факте нашей собственной предстоящей смерти. Только тогда мы осознаем, что другие люди не спасут нас от Das Nichts. Мы, возможно, перестанем жить для других и постоянно переживать о том, что думают другие, перестанем тратить львиную долю нашей жизни и энергии на то, чтобы производить впечатление на людей, которые нас на самом деле никогда особо не жаловали.
Когда на одной из лекций в шестьдесят первом году Хайдеггера спросили, что нам делать, чтобы жить лучше, он сухо и коротко ответил, что нам следует больше времени проводить на кладбище. Будет неправдой сказать, что мы всегда до конца понимаем смысл и мораль философии Хайдеггера. Тем не менее, то, о чём он говорит, временами увлекательно, мудро и неожиданно полезно. Не смотря на своеобразный язык Хайдеггера, мы в каком-то смысле уже знаем большую часть того, что он говорит. Всё, что нам нужно — это лишь напомнить и придать нам немного смелости, чтобы воспринять это серьёзно, и необычный стиль изложения как раз помогает нам в этом.
В глубине души мы знаем, что настало время преодолеть Geworfenheit, что в нашей повседневной жизни нам следует постоянно помнить о Das Nichts, и что только мы сами можем освободить себя от оков Das Gerede. Ради достижения Eigentlichkeit. Ну а кладбище окажет нам в этом посильную помощь.
[Это транскрипт перевода ролика, оригинал ниже:]
[PHILOSOPHY - Heidegger]
Комментарии
Отправить комментарий