Перевели и озвучили «Чётко».
Упрёки — это отталкивающее, неприятное, контрпродуктивное, но вполне объяснимое и эмоциональное проявление весьма благородной цели — стремления изменить других людей.
Есть так много качеств, которые мы бы с радостью исправили в них, ведь никто не идеален. Поэтому мы хотим, чтобы окружающие обладали большим самосознанием, пунктуальностью, были щедрее, надёжнее, вдумчивее, были более стойкими, общительными, проникновенными. Дома мы ждём, чтобы люди помнили о невымытой посуде, детях, мусоре, бюджете, необходимости отложить телефон, обратив внимание на нас, в глобальном плане, чтоб люди чаще думали о страданиях животных, живущих в неволе, разрушении окружающей среды и несправедливости капиталистического мироустройства.
Большинство из нас очень далеки от нашего идеального я. Как вид, мы, скорее, являемся сбоем в процессе эволюции. Желание изменить людей — это не патология, это признание масштабов человеческой порочности. По сути упрёки — это попытка научить, побудить другого человека к самосовершенствованию.
Вот только такое поучение исходит из отчаяния. Вместо того, чтобы побуждать, мы настаиваем, вместо того, чтобы привлекать, мы принуждаем. Мы до такой степени обескуражены мыслью о том, что человек, не поддающийся обучению, портит себе жизнь, что не в силах взглянуть на ситуацию глазами этого человека.
Наше мучение преобладает над возможностями нашего воображения. Потому мы сразу переходим к делу, избавляемся от всей мишуры, снимаем со слов красивую обёртку и начинаем говорить напрямик: «сейчас же вынеси мусор», «немедленно иди к столу», «ты — эгоистичный бездельник», «не туда, а сюда». И мы в этом случае очень даже правы, но в то же время мы очень устали и в глубине души очень огорчены.
Очень жаль, но такие методы просто не работают. С того момента, когда учитель начал унижать ученика, урок окончен. Упрёки вызывают ответную реакцию — избегание. Другой человек притворяется, что читает, или уходит в свою комнату, и чувствует себя правым в этой ситуации. Резкость в голосе даёт ему достаточную причину думать, что ему говорят что-то нехорошее или неправду.
Мы можем изменить другого человека, только когда желание того, чтобы он изменился, не достигло пика настойчивости. В том случае, когда мы всё ещё можем смириться с тем, что он останется таким, какой он есть. Каждый из нас может становиться лучше только при условии, что нас не подавляют и не вызывают у нас чувство вины. Только тогда мы чувствуем, что нас любят и принимают нашу нерешительность измениться. Мы отлично понимаем, что нужно вынести мусор, раньше ложиться спать и что надо уделять больше внимания супругам, но мы не станем слушать резкие нравоучения. Маленький хитрый ребёнок, живущий внутри каждого из нас, хочет снисходительного отношения к нерешительности в вопросе совершенствования себя.
В политическом плане прослеживается та же тенденция. Мы знаем, что не должны наносить ущерб планете, нарушать правила или закрывать глаза на страдания обездоленных, но мы не станем совершать добрые дела, если строгий дядя начнёт грозиться и поучать нас. Мы хотим делать добро по убеждению, а не по принуждению.
Проблема упрёков в том, что хоть мотивы зачастую и благородны, но тем не менее, они не дают желаемых результатов. Мы упрекаем, потому что нам кажется, что наше видение истины позволяет нам не деликатничать, однако, это не так. Не упрекать — не значит перестать пытаться заставить других делать то, что хотим мы. Не упрекать значит признать, что убеждение должно быть приемлемым для тех, кому так сильно необходимо измениться.
Каждую неделю мы публикуем новые ролики, подталкивающие к размышлениям. Подписывайтесь на наш канал и знакомьтесь с тем, что мы готовы вам предложить, по ссылке, которую вы видите сейчас на экране.
[Это транскрипт перевода, оригинальный ролик вы можете посмотреть ниже:]
[How to Stop Nagging and Start Teaching]
Комментарии
Отправить комментарий