Макиавелли был флорентийским политическим мыслителем шестнадцатого века, оставившим важный совет для добрых людей, которые не особо продвигаются в жизни. Его идеи развиваются вокруг главного, не сильно приятного наблюдения, что подлые, коварные люди склонны выигрывать.
И они так поступают, поскольку у них есть огромное преимущество перед добрыми. Они готовы действовать с изощрённой, злой изобретательностью и хитростью, чтобы достичь своей цели, и их не сдерживает главная помеха на пути к переменам — принципы. Они всегда готовы прямо лгать, искажать факты, применять угрозы и насилие, они также, когда того потребует ситуация, будут знать, как соблазнить и обмануть, пустить в ход очарование и сладкие речи, ослепить остроумием и отвлечь внимание. И идя этим путём, они завоёвывают мир.
В повседневной жизни мы склонны думать, что быть хорошим человеком, по большей части, значит, делать добро. Добрый — не только тот, кто достигает благой цели, но и тот, кто достигает её благими средствами. Так, если мы хотим, чтобы мир стал серьёзнее и ответственнее, этого нужно добиться в ходе серьёзной дискуссии, а не методом тыка штыкового. Если мы хотим справедливости в мире, нам нужно рассудительно и мягко попытаться остановить тех, кто распространяет несправедливость, убедив их остановиться по собственной воле, не угрожая им. И если мы хотим, чтобы человечество стало добрее, мы должны показать пример, проявив доброту к врагам, не быть жестокими.
Идея звучит великолепно, но Макиавелли не мог закрыть глаза на одну очевидную проблему: мир так не работает. Внимательно просматривая историю Флоренции и других итальянских республик, он обнаружил, что добрые правители, государственные мужи и купцы всегда заканчивали плохо. Поэтому он написал книгу, за которую известен нам в первую очередь — «Государь» — краткое, беглое руководство с советами для добродетельных монархов о том, как преуспеть. И ответ вкратце — быть сколь угодно добрым, но при этом не зависеть сверх меры от добрых действий и, следовательно, знать, как использовать при необходимости любой из трюков, которые используют самые циничные, подлые, бессовестные и неприятные злодеи, когда либо жившие на свете.
Макиавелли знал, где истоки нашей непродуктивной одержимости добрыми делами — Запад был взращён на христианской истории Иисуса Христа, поистине доброго человека из Галилеи, который всегда обращался с другими милосердно и вознёсся на небеса, став царём всех царей, правителем вечности.
Но Макиавелли отметил одну неудобную деталь в трогательной истории о том, как добродетель торжествовала, благодаря смирению — с чисто практической точки зрения жизнь Иисуса была катастрофой в крайней степени. Эту добрую, благородную душу растаптывали и унижали, ею пренебрегали, её высмеивали. Судимый при жизни вне божественной помощи, он был примером одного из худших поражений в истории человечества. Ключ к эффективности лежит в том, чтобы преодолеть предрассудки этой истории.
«Государь» не был, как его часто интерпретируют, руководством к тому, как быть тираном. Это руководство о том, чему добрые люди должны научиться, наблюдая за тиранами. Эта книга о том, как быть эффективным, а не просто добрым. Она переполнена примерами, доказывающими важность неиспорченности и добра.
Уважаемый государь и, перефразируя на наше время, генеральный директор, политический активист или следователь должны научиться всему, что использует изворотливые и нечистые на руку управляющие. Добрым людям следует научиться, как устрашать и запугивать, льстить и угрожать, привлекать и отвлекать внимание. Добрый политик должен учиться у использующего власть во зло, честный предприниматель учиться у изворотливого.
Мы представляем собой, в конечном счёте, совокупность наших достижений, а не намерений. Если вам важны мудрость, доброта, ответственность и добродетель, но мы действуем исключительно мудрыми, ответственными и милосердными методами, это приведёт нас, предупреждает Макиавелли, в никуда. Нам необходимо черпать знания из неожиданного источника — у тех, кого мы естественно презираем всей душой. Они могут научить нас тому, как именно создать реальность, к которой мы стремимся, но против которой борются они сами. Нам нужно оружие того же калибра, из той же стали, что и у них.
Таким образом, нам нужно скорее заботиться о том, как быть эффективным, чем о своих благородных намерениях. Недостаточно мечтать о добре, оно измеряется нашими достижениями. Главная цель добра в том, чтобы изменить мир к лучшему, а не в том, чтобы уютно жить в облаке своих хороших намерений и милосердия. Макиавелли всё это знал.
Он пытается растормошить нас по одной разумной причине — потому что видит в нас то, что мы в своём эгоизме стараемся не замечать. Мы часто говорим себе: «Мне не удалось что-то, потому что я слишком честный, хороший, добрый». Макиавелли жестоко сообщает нам, что мы застряли, потому что у нас не хватает проницательности учиться у тех, кто действительно знает как — у наших врагов.
Озвучил In Cor Cadit.
[Выше находится транскрипт перевода того ролика, что находится ниже:]
[Machiavelli’s Advice For Nice Guys]
Комментарии
Отправить комментарий