Привет! Я Джон Грин. Это ускоренный курс мировой истории, и сегодня мы собираемся заняться сравнением цивилизаций, если вы таким интересуетесь. Стэн? Мне кажется, у нас тут многовато глобусов. [Их пять] Так-то лучше. [Осталось три]
Сегодня мы узнаем об ужасных тоталитарных персах и святых любителях демократии греках. Конечно, мы уже знаем эту историю: было несколько войн, в которых все ходили с голым торсом и были в хорошей форме. Персы были плохими, греки были хорошими. Сократ и Платон были офигительны. Персы даже не знали философии. Запад лучшие! Вперёд, команда! Да, но… Нет.
Начнём с Персидской империи, которая стала примером для большинства территориальных империй по всему миру, если только вы не… Подождите-подождите… Монголы! Почти всё, что мы знаем о Персидской империи и персах, получено из сторонних записей он них, которые мы сейчас называем историей. И одним из первых настоящих историков был Геродот, чья известная книга «Персидские войны» кое-что рассказывает о персах. Тот факт, что Геродот был греком, важен потому, что знакомит нас с идеей исторической предвзятости, но об этом чуть позже.
![]() |
[Иллюстрация: Геродот. Знаете ли вы? Назван «Отцом Истории» за то, что говорил СВОЮ правду.] |
Итак, персидская династия Ахемени́дов… Ахе́менидов? Подождите. [Сверяется с ноутбуком, который произносит:] Ахе́мениды или Ахемени́ды. Так оба варианта правильные? Я был прав дважды! [Примечание от переводчика: в русском языке только Ахемени́ды, нет второго правильного произношения.] Так вот персидская династия Ахеменидов была основана в 539 году до нашей эры царём Киром Великим. Кир и его кочевые воины завоевали большую часть Месопотамии, включая Вавилон, чем закончили печальный период еврейской истории, называемый Вавилонским пленом. Так что Кир обеспечил себе отличные отзывы в Библии.
![]() |
[Иллюстрация: Царь Кир Великий. Знаете ли вы? Будучи скромным чуваком, Кир был известен как «Красавчик»] |
Но его сын Дарий Первый был даже круче. Он расширил персидское влияние на востоке до нашей старой знакомой — долины Инда, на западе — до нашего нового приятеля — Египта и на севере — до новичка ускоренного курса — Анатолии. Кстати, в Анатолии были греки, называемые ионическими, которые вскоре сыграют свою роль.
И даже если вы не были персом, Персидская империя была довольно привлекательной. Во-первых, персы правили лёгким касанием. Например, завоёванным царствам разрешалось оставить своих правителей и свою знать до тех пор, пока они сохраняли верность персидскому царю и платили налоги, поэтому персидский царь был известен как царь царей. Плюс налоги были не слишком высокими, и персы улучшили инфраструктуру, построив хорошие дороги, и у них была почтовая доставка, типа Pony Express, про которую Геродот сказал:
«Ни снег, ни дождь, ни жара, ни темень не помешают им с самой большой скоростью промчать назначенным курсом.»И персы предоставляли свободу религии. Они исповедовали зороастризм, который претендует на место первой в мире монотеистической религии. Именно зороастризм ввёл понятие дуализма добра и зла, которое нам всем так хорошо знакомо. Ну вы знаете: Бог и Дьявол, Гарри и Волдеморт. Но персы не сильно заботились об обращении народов империи в свою веру, плюс зороастризм запрещал рабство, так что в Персидской империи о рабстве практически не слышали.
![]() |
[Иллюстрация: Знаете ли вы? Ахура Мазда — единый бог-творец в Зороастризме] |
В итоге, если бы вам пришлось жить в пятом веке до нашей эры, Персидская империя была бы, наверное, лучшим местом для этого, разве что вы верите Геродоту и грекам. Все мы знаем о Греции: архитектура, философия, литература. Само слово «музыка» пришло из греческого, также как и множество остального в современной культуре. Греческие поэты и математики, драматурги, архитекторы и философы основали культуру, из которой мы до сих пор себя идентифицируем. Они познакомили нас со столькими идеями от демократии до пошлых шуток. И греки дали Западу нашу первую специализированную историю. Они дали нам словарь для разговоров о политике, плюс они подарили нам идеализацию демократии, которая пошла от их правительства, бывшего у них в Афинах.
[Джон-Грин-из-прошлого за партой:]
— Мистер Грин, мистер Грин, мистер Грин, мистер Грин, вы сказали «пошлые шутки»?
— Ох. Ты не спрашиваешь о дорических, ионических или коринфских колоннах, не спрашиваешь об аллегории пещеры Платона, тебе бы только копрологический юмор! Время для открытого письма? Действительно? Уже? Ну ладно.
Открытое письмо…
[Шлёпается в другое кресло, где лежит подушка-пердушка.] Ну Стэн! …Аристофану. Дорогой Аристофан!Так, мне нужно проверить тайное отделение. Стэн, это… Спасибо, Стэн, это поддельная собачья какашка. Очень умно.
Так, Аристофан, есть хорошие новости и плохие. Две тысячи триста лет после твоей смерти, и это хорошая новость, ты всё ещё заслуженно знаменит. Только одиннадцать из сорока твоих пьес сохранились, но всё равно тебя называют отцом комедии, и учёные посвящают тебе свои работы.
Теперь плохие новости. Хотя твои пьесы хорошо переведены и очень смешны, ученики не любят читать их в школах. Они всегда говорят что-то вроде: «Зачем нам вообще читать эту скучную срань.» И это должно особенно раздражать тебя, ведь почти всю свою карьеру ты смеялся над такой скучной сранью, конкретно в форме театральных трагедий, плюс ты регулярно использовал настоящие какахи для шуток! Так тогда когда, хор в «Ахарнянах» представлял героя, бросающим дерьмо в настоящего поэта, который тебе не нравился. Ты — Аристофан, который написал, что под каждым камнем скрывается политик, который называл богатство превосходнейшим из всех богов, ты автор следующего диалога:
«— Всё сделаться общим должно, и во всём пусть участвует каждый. Пусть от общего каждый живёт, а не так, чтоб на свете богач жил и нищий. Мы общественной сделаем землю, всё для всех, все плоды, что растут на земле.А тебя всё равно воспринимают как домашнюю работу, каторгу. Это, друг мой, и есть настоящая трагедия. С другой стороны, мы разобрались с рабством. На это ушло всего две тысячи лет. С лучшими пожеланиями, Джон Грин.
— Но кто будет возделывать пашни?
— Рабы.»
Когда мы думаем о пике греческой культуры, представленной Парфеноном и пьесами Эсхила, мы в действительности думаем об Афинах в четвёртом веке до нашей эры. Сразу после персидских войн. Но Греция была гораздо больше, чем Афины. Греки жили в городах-государствах, которые состояли из города и окружающей его территории. Большинство из них поддерживали, как минимум, некоторые формы рабства, и во всех гражданство имели исключительно мужчины. Извините, дамы. Также каждый город-государство имел свою собственную форму правительства в диапазоне от очень демократического, если вы не женщина или раб, до полностью диктаторского. И люди, которые жили в этих городах, считали себя гражданами города, а не чего-то, что можно было бы назвать Грецией. По крайней мере до персидских войн.
![]() |
[Иллюстрация. Эпикур, Платон, Перменид, Пифагор, Аристотель, Плотин, Диоген, Архимед. Знаете ли вы? Рафаэль создал «Афинскую школу» для Папы Юлия Второго.] |
Продолжение →
[Это расшифровка перевода, а вот оригинальное видео:]
[The Persians & Greeks: Crash Course World History #5]
Комментарии
Отправить комментарий