Овцы не всегда были такими пушистыми — мы опушистили их, отбирая в каждом поколении самых пушистых. Это и есть одомашнивание — подгонка диких животных под человеческие нужды. Как мы видели в первой части, для ранних людей животные были весомым инструментом: еда, одежда, транспортировка, тракторы. И всё же хоть животные и были повсюду, только горстку из них одомашнили в древнем мире. Почему только их? Давайте-ка составим перечень одомашнивания.
Для начала: прокармливаемое. Корова — это завод по превращению травы в стейки, а тигр — это завод по превращению стейка в тигра. Из десяти фунтов травы выходит фунтовый стейк, а из десяти фунтов стейков выходит фунт тигра. Но количество калорий в них одинаково, так что с тем же успехом можно съесть корову и не тратить лишние силы. Так что плотоядных вы одомашнивать не станете просто из соображений термодинамики. Вам нужны травоядные, которые неприхотливы и должны есть что-то распространённое, что вы есть не можете. А всеядные должны быть рады есть всё подряд и при этом себя оправдывать.
Однако, тут мы ловим свинью, не построив загона, потому что сперва нужно поймать кого-то дружелюбного. Окей, очевидно, что ловить хищника — плохая идея, потому что их основная работа — убийства, но многие всеядные, вроде гризли, подрабатывают убийцами. Вегетарианцы тоже небезопасны. Бизоны по всем обозначенным причинам — ужасающие танки, бегемоты — рекордсмены по убийствам в Африке, жирафы выглядят придурковато, пока не задумаешься о дальности их атаки — львы обычно к ним не лезут.
Не случайно, что животные, которых было бы шикарно одомашнить, крайне опасны. Боевые медведи были бы чертовски полезны вашему племени, но этого не произойдёт. А если оно большое и безобидное, то это невротик. Пытались подкараулить сайгу? Рифмуется со «ржу, не могу». Конечно, вы с командой друзей можете потратить целый день, гоняя её до изнеможения, но если она не свернёт себе шею, пытаясь вырваться, то с лёгкостью перескочит любой забор, что вы ей построите.
Окей, идём дальше. У некоторых животных есть половые предпочтения, из-за которых они несовместимы с неволей. Я о вас говорю, панды. Количество времени и энергии, потраченное людьми на их разведение, просто комично. Охотникам-собирателям нужно животное, которое так жаждет размножения, что порой путается, а не животное, за брачными сезонами которого нужно тщательно следить.
Так что дружелюбное, прокармливаемое и плодовитое. Ещё оно должно быстро расти. Это подводит нас к сути отличия одомашнивания от приручения. Опять же, одомашнить вид — значит изменить его в наших интересах. И примечание: мы одомашниваем и растения. Мы вывели из них монструозные версии их диких предков. Так что когда хиппи говорят о возвращении к природе, они забывают, что в этих растениях не больше природы, чем в этом пирожном.
Ну да ладно, вернёмся к животным. Проект освинячивания был успешен потому, что поколения свиней короче, чем человеческие. Один смышлёный человек может осуществить его в течение жизни. Сравните и сопоставьте: слоны — два года беременности, пять лет между беременностями, девять лет до созревания самки, пятнадцать лет — для самца. Слоны, да вы издеваетесь —на это нет времени. Но всё же люди могут приручать слонов. Возможно поймать слона, обучить его не шарахаться от людей и приспособить к работе. Но одомашнивание слона потребовало бы точного учёта в течение нескольких человеческих жизней, не говоря о том, что содержать одного-двух ручных слонов невероятно дорого. Поэтому боевые слоны применялись редко и только в развитых обществах. Ручной слон — это роскошь. Отсюда правило большого пальца: если зверь на ферме —он домашний, если в цирке — ручной.
Наконец: семейственное. Окей, зебры против лошадей. Лошади перевернули ход истории, только вдумайтесь: от глубокой древности и до изобретения телеграфа парень на лошади был лучшим доступным интернетом. Лошадей одомашнили в Евразии, но люди произошли из Африки, где есть зебры. Почему первые люди не выехали из Африки завоёвывать мир верхом на зебрах? Потому что зебры — ублюдки. Их жизнь — это пинки и укусы, что опасно в мире без пенициллина, и ещё у зебр есть рефлекс пригибаться, от чего их трудно заарканить.
Помимо того, что зебры — живые занозы в заднице, у них нет семейной структуры. Иерархия лошадиного стада — её видно, когда они скачут друг за другом: самец, главная самка, её жеребята, вторая самка, её жеребята и так далее. Ловя и приручая главного самца, люди становятся первой лошадью. Многие из амбарных животных — амбарные животные потому, что у них есть семейные ценности, которые люди эксплуатируют. Они просто растут с мыслью, что человек — это такая чудная главная корова или вроде того. Ничего страшного. Куры будут драться-драться-драться пока не решат, кто главная круица. Но знаете кто на самом деле главная курица? Мы — главная курица.
Собаки и кошки — это их и отличает. Собаки будут любить вас, защищать, охотиться с вами, потому что вы — член стаи. Собаки живут, чтобы приносить нам пользу, что сегодня значит притворяться мёртвыми, но им нравится. В то время как кот — это маленький домашний тигр. Окей, вернёмся к этим парням [к зебрам]. У зебр не существует понятия общества. Они ошиваются группами, ведь это помогает выживать, но в общем им плевать. Поймайте зебру — и её семья за ней не пойдёт. Попробуйте её оседлать и повезёт, если сохраните пальцы. Зебры похожи на лошадей снаружи, но не внутри.
Итак, вот весь перечень: дружелюбное, прокармливаемое, плодовитое, семейственное. Недлинный перечень, но для охотников-собирателей любое животное, которое они хотели одомашнить, должно было ему полностью соответствовать. Поэтому за всю древнюю историю во всём мире была одомашнена всего чёртова дюжина крупных животных.
Перевёл на русский язык и озвучил Николай Ковачевич. И скажем спасибо, Gam Ol, за стильную модернизацию нашего интро — ссылка на его канал в описании.
[Это транскрипт перевода, а ниже есть оригинальный ролик:]
[Zebra vs Horses: Animal Domestication]
Комментарии
Отправить комментарий