В 1959 советский космический аппарат «Луна-3» передал на Землю фотографии чего-то, что земляне никогда не видели — обратной стороны Луны.
Мы все видим одну и ту же сторону Луны, потому что Луна вращается вокруг своей оси ровно один раз за период обращения вокруг Земли. Если бы она вообще не вращалась, мы бы могли увидеть всю её поверхность, по крайней мере, один раз за круг, а если бы она вращалась вдвое быстрее, мы бы видели всю её поверхность более одного раза за период обращения. Но вместо этого, движение нашей Луны, равно как и периоды вращения и обращения большинства других лун в Солнечной системе, идеально синхронизированы.
Так было не всегда. Предположительно, наша Луна сформировалась в результате падения гигантского астероида, а её начальное вращение и головокружительная девятичасовая орбита почти наверняка не были синхронизированы. Хотя мы и не знаем, что было быстрее.
На таком быстром расстоянии гравитация Земли деформировала Луну так, что один из её концов был направлен в сторону Земли. Концы Луны быстро перестали находиться на одной линии с Землёй из-за различии в периодах вращения и обращения Луны, но гравитация Земли снова и снова деформировала Луну.
Более того, такое гравитационное влияние наверняка сказалось бы на вращении Луны. Если она вращалась чаще чем один раз за период обращения, Земля бы притягивала Луну под небольшим углом против направления её вращения, замедляя её. А если же Луна вращалась медленнее, чем сейчас, Земля бы притягивала её в обратном направлении, ускоряя вращение. Как бы там ни было, Земле понадобилась почти тысяча лет, чтобы изменить скорость вращения Луны в достаточной мере для того, чтобы она вращалась ровно один раз за период обращения, а потому всё время находилась к Земле одной стороной.
Мы видим немного больше, чем одну сторону из-за того, что эллиптическая орбита Луны позволяет нам заглянуть за западный и восточный горизонт Луны. А наклон оси приводит к лунным сезонам, демонстрируя нам больше северного и южного полюса. Но эти зоны в сумме дают нам лишь дополнительные девять процентов, оставляя сорок один процент Луны скрытым от глаз землян.
Спутники, начиная с «Луны-3», позволяют нам создать карты остальной поверхности, но можно с уверенностью сказать, что наши отношения с Луной всё ещё довольно односторонние.
Переведено и озвучено сообществом вконтакте «Т. О Друзей».
[Это расшифровка перевода видеоролика, который можно посмотреть ниже:]
[Tidal Locking | Why Do We Only See One Side of the Moon?]
Комментарии
Отправить комментарий