Как выбрать психолога?



С вами Катерина Карпович на канале «Психология Что?» и в сегодняшнем ролике я расскажу вам о том, как выбрать компетентного психолога, особенно если вокруг одни исключительно психически здоровые люди, которые не могут вам никого порекомендовать.

Представим, что однажды одна ваша хорошая знакомая по секрету рассказывает вам, как её психолог Николай помог ей разобраться в отношениях с мужем. Конечно же, если бы они в очередной раз поссорились, никакого секрета в этом не было бы. Вы вероятно удивляетесь — оказывается, психологи даже помогают — и внезапно задумываетесь о том, а не попросить ли вам контакты этого самого Николая у подруги. Ведь вообще-то вы уже давновато страдаете от панических атак и афобазол вам не очень-то помогает.

И вот набравшись смелости по наводке подруги вы идёте к психологу и через пару встреч уже понимаете, что что-то здесь не то. И знаете почему? Потому что, скорее всего, психолог, который помог вашей подруге, специализируется на семейных отношениях, а вам, если вы хотите вылечить панические атаки, лучше работать со специалистом по панике и тревожным расстройствам. И если вы вместо него идёте к семейному психологу, может получиться так, что вы пытаетесь лечить гастрит у окулиста.

И чтобы такого не случилось, в сегодняшнем ролике мы расскажем вам о том, как выбрать себе хорошего психолога. Выбирать психолога маме, папе, брату или сестре мы не рекомендуем. Это может быть опасно для жизни.

Как вы уже поняли, с рекомендациями нужно быть осторожнее, потому что то, что помогло вашей подруге, необязательно поможет вам. Но вообще почему это важно и что такого плохого в том, что психолог может работать с широким спектром проблем?

Ну представим себе такую картину. Вышеупомянутый психолог Николай начинает работать не только с семейными проблемами, но и с фобиями, и с депрессиями, и с шизофренией, анорексией, в общем со всеми, кто к нему обращается. И при том, что к каждому из этих расстройств применяются свои принципы и подходы в лечении, нашему Николаю нужно либо всё это откуда-то уже знать, ну либо импровизировать на ходу. И в таком случае придётся выбирать между качеством и количеством, и в лучшем случае Николай начнёт передавать своих пациентов коллегам, а в худшем выгорит сам и не сможет оказать качественную помощь никому из тех, кто к нему обращается.

Иначе говоря, окулист, конечно, знает, где у вас какие органы брюшной полости расположены, но вы же не станете к нему обращаться с просьбой вырезать вам аппендицит. Так как же разобраться, кто в чём специализируется?

Иногда всё просто, и психологи сами пишут на своём сайте, с какими вопросами они работают. Ну вот, например, лично я являюсь специалистом по работе с тревожными расстройствами и страхом смерти, а некоторые из моих коллег работают только с зависимостями или с сексуальными расстройствами. Ну а если вы такой информации не находите, можете прямо спросить: «Господин психолог или госпожа психологиня, на каких проблемах вы специализируетесь?». Это вполне нормальный вопрос, на который компетентный специалист с лёгкостью ответит.

Так что если психолог знает и называет свою специализацию — это хороший знак. Прежде всего это говорит о том, что он чётко сознаёт область своего профессионального интереса и не берётся за то, в чём он не разбирается. Кроме того он активно приобретает опыт в одной какой-то конкретной сфере. В то же время молодой только начинающий практику специалист может браться за все вопросы и в его ситуации это нормально. Поэтому кого бы вам не порекомендовали, в первую очередь уточните у психолога, в каких вопросах он специализируется.

Второй важный критерий, который бы я отметила — это образование. Если в Соединённых Штатах Америки для того, чтобы открыть частную практику, необходимо иметь докторскую степень, то в наших с вами широтах научная степень может никак не коррелировать с терапевтическими знаниями.

Сами подумайте: для того чтобы написать диссертацию, собрать все необходимые подписи, работать с литературой, пройти все эти предварительные слушания и в то же время преподавать, нужно недюжинная целеустремлённость и чёртова уйма времени, которое в тот же момент другие психологи тратят на свою практику, ну по крайней мере я так надеюсь. Так что научная степень может, но совсем не обязательно является гарантом компетентности психолога.

А вот на базовое образование на вашем месте я бы обратила внимание. Конечно, название вуза нам не всегда о чём-то говорит, но так вы, по крайней мере, удостоверитесь, что этот специалист окончил дневное отделение, а не какие-то заочные курсы последипломной переподготовки. Возможно, многие со мной не согласятся, но ведь никто из нас не захотел бы лечиться у врача-заочника, правда?

И как я уже говорила в ролике «Кто эти люди», для того, чтобы получить психотерапевтическую подготовку, необходимо пройти долгосрочное обучение в одной из терапевтических школ — когнитивно-поведенческой, психоаналитической, экзистенциальной и так далее. Вы можете подумать, да ладно, какая разница, ведь все эти психологи в основном просто слушают и лишь изредка задают вопросы. Но на самом деле это неправда и в нашем следующем ролике мы более подробно расскажем о разных терапевтических школах и их эффективности.

И наконец, третий фактор, пожалуй, самый важный — это личные качества и ценности специалиста. И вот здесь психолог очень сильно отличается от прочих профессий. Ведь если к вам придёт сантехник, чтобы починить унитаз, вас не слишком-то будет волновать его уровень эмпатии и способность сочувствовать вашей проблеме.

С психологами всё наоборот. Способность сочувствовать и сопереживать — это скилл номер один в послужном списке компетентного специалиста. Времена психоаналитиков, которые молча и бесстрастно записывали ассоциации своего пациента, к счастью давно прошли. И едва ли не главной лакмусовой бумажкой хорошей терапии является то, что ваш психолог нравится вам как человек, ну конечно, в пределах этического кодекса.

Может сложиться так, что вы нашли-таки своего специалиста, но вот незадача — он живёт в другом городе или даже стране. Что же делать тогда? Конечно же, очная терапия в некоторых случаях имеет своё преимущество перед консультацией онлайн. Но я скажу вам так: всё-таки терапия с компетентным специалистом даже по скайпу будет гораздо эффективнее, чем терапия с некомпетентным специалистом хоть и вживую, и уж конечно гораздо лучше, чем отсутствие терапии вообще.

И я бы рекомендовала это не только тем, кто живёт в маленьких городах. Представьте себе такую статистику: когнитивно-поведенческая терапия является методом номер один, рекомендованным Британским институтом здоровья при ряде расстройств, в первую очередь тревожных и депрессивных, а в двухмиллионном городе Минске есть всего пять когнитивно-поведенческих терапевтов, включая меня, да и то, можно сказать, четыре с половиной, потому что я живу на два города.

И если обратиться к исследованиям, то мы обнаружим, что, например, согласно метаанализу четырнадцати исследований, который провели в Университете Хайфы в Израиле нашли, что терапия онлайн в принципе примерно так же эффективна, как и очная терапия, по крайней мере не меньше, чем она. Другое исследование, которое было посвящено когнитивно-поведенческой терапии онлайн, которую проводили с детками от семи до двенадцати лет, также показало, что она является не менее эффективной, чем очная. И вообще, просматривая эти исследования, я обнаружила, что большинство из них относятся к 2006-2008 году, то есть на западе этот вопрос уже изучили и он даже успел потерять актуальность.

А пока на этом мы завершаем. С вами была Катерина Карпович на канале «Психология Что?», и теперь вы знаете, как выбрать компетентного психолога, опираясь на собственное мнение. И если вам интересны проверенные факты современной психологии, подписывайтесь на «Психологию Что?» и будьте внимательны — это полезный навык. Пока.

Другие интересные транскрипты

Комментарии