Мифы и правда о медитации



Привет всем! С вами Катерина Карпович на канале «Психология Что?», и сегодня я расскажу о том, почему нельзя очиститься о мыслей, что делать, если медитировать неприятно, и как вообще не бояться медитировать после всего того, что вы сегодня узнаете.

В последнем видео, если вы заметили, было голосование, какую следующую тему вы хотите услышать. И вот так вот большинство проголосовало за медитацию, хотя две последних недели я работала над темой депрессий. Так что вот, сегодня расскажем о том, какие же мифы существуют про медитацию, и будем их разрушать.

Почему я вообще рассказываю об этой теме? Ну во-первых, уже несколько лет я не представляю свою жизнь без ежедневной медитативной практики. Во-вторых, где-то месяц назад я вернулась с ретрита в буддийском монастыре и до сих пор под большим впечатлением, хочу с вами кое-чем поделиться. И в-третьих, в марте у меня в Минске целых три бесплатных лекции. Честно говоря, я сама не знаю, зачем я их столько набрала, ну в общем, о них можно почитать на моём сайте или под видео в описании этого ролика.

Итак, миф номер один — тот, что медитация — это способ очищения от мыслей. Ну на чём основан этот миф? На том, что люди, которые серьёзно практикуют медитацию, у них действительно становится со временем меньше мыслей. Но в то же время это не так, потому что целью медитации является не просто чистое как доска сознание. Цель медитации — это просто осознавать всё, что происходит в сознании. И поэтому там может быть очень много мыслей, эмоций, ощущений, переживаний, воспоминаний, планов. Самое главное — чтобы вы осознавали то, что там происходит.

Что же будет, если пытаться прекратить думать? Представьте, что вы пытаетесь прекратить видеть с открытыми глазами или пытаетесь прекратить слышать, когда вы находитесь в шумной комнате. Вот примерно то же самое происходит, когда вы пытаетесь не думать и заставить выбросить мысли из головы. Вы сопротивляетесь сами себе и мыслей становится только больше. Дело в том, что думание, наша думалка, наш ум — это абсолютно естественно. Это естественно для нашего мозга — просто пытаться думать, это его работа. Поэтому пытаясь это подавить, мы усложняем сами себе жизнь.

Миф номер два — он заключается в том, что во время медитации вы якобы должны испытывать светлые прекрасные эмоции, умиротворение и любовь ко всему миру. Этот миф основан на том, что многие буддийские традиции действительно подразумевают целью состояние просветления. Но коль скоро этого состояния невозможно быстро достигнуть и надолго его удержать вот так сразу, то по пути к достижению этого просветления вы будете испытывать массу не самых приятных эмоций.

Почему так происходит? Расскажу, пока вы не испугались и не убежали. На самом деле, после выполнения хотя бы десятиминутной практики, скорее всего, вы почувствуете себя лучше. И вот почему. В своей обычной жизни мы часто действуем автоматически, и все наши ощущения, эмоции, мысли, которые нам не нравятся, просто пытаемся запихнуть куда-нибудь в дальний угол. И в итоге может получиться так, что наш внутренний шкаф завален вещами, мыслями, эмоциями и всем, что нам не нравится под самый верх, и для того, чтобы удерживать всё это внутри, нам приходится очень сильно сопротивляться.

Так вот медитация — это своеобразный способ прибраться в шкафу. И представьте, что если вы только начинаете делать уборку в шкафу, в котором вот так всё перемешано, перевёрнуто и забито, вам в начале нужно вообще-то увидеть этот бардак, и это не очень приятно, согласитесь, а во-вторых, все эти вещи вывалятся на вас, на пол, и какое-то время вокруг будет царить ещё больший хаос, чем был. То же самое происходит в медитации: когда вы начинаете разрешать себе замечать, сколько всего вы подавили, на некоторое время вам может стать не очень-то приятно. Ну представьте, что когда вы решили навести уборку, каждый день вы выделяете десять или пятнадцать минут на то, чтобы прибраться, и вуаля — через неделю ваш шкаф готов. В общем, относитесь к медитации как к некоторой уборке сознания.

Итак третий миф, который я часто слышу о медитации — то, что медитация — это не для меня, медитация мне не подходит. И за этой фразой очень часто стоит множество разных причин, самая популярная из которых — та, что у меня нет времени на медитацию, я слишком занят. Якобы медитация отнимает очень много времени.

Хорошо. Посмотрим на такой пример. Представьте, что в конце рабочего дня вы очень хотите доделать какое-то задание, и вам кажется, что вот вы можете уложиться в десять минут и спокойненько всё закрыть и пойти домой. Но вот как-то вы всё время отвлекаетесь, концентрация уже не та, там вам написали в соцсетях, а здесь прикольненький видосик на ютубе, и в итоге вы никак не можете доделать то, что могли сделать ещё час назад. Так вот медитация как раз таки в таких случаях очень помогает, потому что достаточно переключиться, немножечко послушать своё дыхание, и энергии у вас становится больше, как раз столько, чтобы закончить всё, как вы и хотели за десять минут, и пойти домой.

Вторая причина — это то, что медитация якобы слишком сложная. Если к этому прикладывать очень много усилий, пытаться найти способ правильно медитировать, это действительно будет сложно. Но сложность медитации в том, что она очень проста. Я практически уверена что вы сейчас дышите, ну я надеюсь, по крайней мере. Вы же дышите, да? Просто прислушайтесь к тому, как вы дышите, прислушайтесь к тому, что есть вдох, есть выдох, и вы об этом знаете. Вот вы уже три секунды как медитируете. Поздравляю.

Третье опасение — это то, что вдруг мне станет хуже от медитации. Ну да, на самом деле есть некоторые состояния, при которых не рекомендуется медитировать. К этим состояниям относятся острые психозы, то есть когда вы галлюцинируете, у вас бред, обострилась шизофрения, либо вы в очень глубокой депрессии, вот прям уже несколько недель не выходите из дому и даже не встаёте с постели. Ну да, при таких состояниях, пожалуй, медитировать не стоит, потому что вы ещё глубже погрузитесь в то, в чём вы находитесь. Однако, всё-таки я думаю, что большая часть зрителей, которые смотрят мой канал, не относятся к людям с такими состояниями, так что, ребята, не халявьте.

И наконец, последняя отговорка, которую я часто слышу — то, что ну медитация — это просто не моё. Конечно, вы тот самый человек, которому не нужно делать уборку, вещи просто сами убираются в вашем доме. Как там было заклинание в Гарри Поттере — Акцио! Акцио мыслей.

Итак, предположим, что основные мифы развеялись, и вам даже захотелось немножко помедитировать. Как же начать? Я думаю, что я сниму отдельную серию об этом, а пока что дам вам небольшую подсказку: попробуйте просто прислушаться к тому, что происходит за пределами вашей комнаты, за окном, за дверьми. Это ведь несложно — прислушиваться, так? Просто регистрировать звуки и всё, что там происходит. А потом просто перенесите фокус своего внимания внутрь своей головы. И прислушайтесь к тому, что происходит у вас в сознании точно так же, как вы прислушивались к тому, что происходит где-то на улице.

А если вы хотите узнать больше, и вы из Минска, приходите на одну из моих бесплатных лекций в марте. Если вы не из Минска, тоже не проблема, есть замечательный ресурс Mind Space, который организовали мои коллеги. А пока на этом всё. С вами сегодня была Катерина Карпович на канале «Психология Что?» Не забывайте подписываться, ставить лайки и оставлять все вопросы в комментариях, которые у вас есть. Пока.

Другие интересные транскрипты

Комментарии