Социология — Макс Вебер



Макс Вебер является одним из философов, лучше всего объяснившего нам своеобразие экономической системы, внутри которой мы живём и называем капитализмом.

Родился Вебер в Эрфурте в Германии в 1864 году. Вебер вырос и увидел свою страну, сотрясаемую кардинальными изменениями промышленной революции. Города увеличивались в размерах, формировались крупные предприятия, создавались обширные компании, новая управленческая элита пришла на замену старой аристократии.

Вебер провёл всю свою жизнь, анализируя эти изменения и он разработал некоторые ключевые идеи, при помощи которых мы можем лучше понять сущность и будущее капитализма.

Почему существует капитализм? Стандартный ответ на этот вопрос — капитализм возник в результате изменений в технологиях, особенно в использовании энергии, имеется в виду сила пара.

Но Вебер предложил нечто более интересное в качестве причины и возможности существования капитализма. Он считал что это был новый набор идей и в частности религиозных. Капитализм был создан протестантизмом, а конкретно такой его разновидностью, как кальвинизм.

В своей большой работе «Протестантская этика и дух капитализма», опубликованной в 1905 году, Вебер изложил некоторые из причин, почему он считал протестантское христианство имеющим очень большое значение для капитализма. В объяснении Вебера католики получают прощение от Бога за грехи сравнительно легко. Они должны каяться и исповедоваться через определённые промежутки времени и таким образом могут быть очищены священниками.

Но подобные индульгенции недоступны для протестантов, которые считают, что не священники, а только Бог может простить их, и он не будет делать этого до наступления дня Страшного суда, дата которого неизвестна. Поэтому, считает Вебер, истинные верующие протестанты всегда испытывают чувство тревоги на протяжении всей жизни, а также чувство вины, и им хочется постоянно доказывать свою добродетель серьёзному всевидящему, но безмолвному Богу.

В глазах Вебера протестантское чувство вины было преобразовано в одержимость трудом. Это было то, что он называл протестантской трудовой этикой. Грехи Адама могут быть искуплены только через постоянный тяжёлый труд. Не случайно у протестантов существует гораздо меньше праздников и дней отдыха. Бог не хотел свободного времени.

Католики ограничили богоугодную деятельностью священной службой священников, монахов и монахинь. Но протестанты заявили, что работа любого рода может быть сделана во имя Бога даже такими работниками, как пекарь или бухгалтер. Таким образом Вебер возложил серьёзность и моральную ценность во все отрасли профессиональной жизни.

В католических странах семья была и часто по прежнему остаётся всем и заменяет всё, она — приоритет. Протестанты представляют себе семью в менее радужном свете — у них она является убежищем для чувственных и эгоистических побуждений. Для протестантов считалось, что человек должен направлять свою энергию не только в семью, но и на общество в целом, должен трудиться и реализовывать в общественной сфере, поскольку все заслужили справедливость и достоинство.

В конечном счёте протестантизм обращается к капитализму и отворачивается от чудес. Вебер назвал это расколдовыванием мира. Так что процветание не следует рассматривать как что-то загадочным образом предопределённое Богом. Это может быть только результатом мышления, которое заставляет человека методично, честно, трудолюбиво работать в течение многих лет. Без веры в чудеса люди обращаются в науке и объясняют все изменения путём научных исследований, достижений и открытий, и в конечном счёте, созданием технологических помощников.

В совокупности эти пять факторов в глазах Вебера являются решающими компонентами для развития капитализма. Карл Маркс утверждал, что религия является опиумом для народа, препаратом, который обеспечивает пассивность людей и полное принятие ужасов капитализма. Но Вебер трактовал это изречение в обратом направлении: люди не терпят капитализм потому, что они религиозны, они только стали капиталистами вследствие своих религиозных воззрений.

Есть около тридцати пяти стран, где капитализм в настоящее время хорошо развит. Это, вероятно, лучше всего работает в Германии, где Вебер впервые наблюдал это. Но в остальных странах, возможно, он пока что не работает в интересах всех. Это является источником большого замешательства и бедствия. Миллиарды долларов в виде помощи передаются каждый год от богатых к бедным частям мира.

Но Веберовский анализ говорит нам, что эти финансовые вмешательства, эта материальная помощь от богатых бедным никогда не будет работать по той причине, что проблема на самом деле не материальная. Для Вебера многие страны не преуспевают в капитализме потому, что люди в них не чувствуют достаточно тревожно и виновато, они чрезмерно верят в чудеса, в то, что кто-то решит их проблему — Бог или правитель, или она решится сама собой.

Они любят жить и расходовать ресурсы текущим моментом, ничего не накапливая, и не инвестировать в завтрашний день. Поэтому люди в таких обществах считают приемлемым сделать что-то нехорошее для решения сиюминутных нужд, например, украсть что-то у своего сообщества, во имя своих детей и семей они делают это постоянно, на протяжении многих поколений.

Сегодня Вебер посоветовал бы тем, кто желает распространить капитализм, сосредоточиться на современно эквиваленте религии — культуре, изменить отношение к тому, на что мы можем надеяться, понять, что эта жизнь производит экономику, которая может процветать.

Для того, чтобы снизить уровень бедности, Вебер считает, необходимо начать изменения на уровне идей для каждого индивида в отдельности. То, что Всемирный банк и МВФ должен продвинуться к югу от Сахары, отсутствует в Веберовском анализе, но в нём есть не только деньги и технологии, но новое мировоззрение.

Решающий вопрос для экономики в рамках концепции Вебера — не столько уровень инфляции, обсуждение которого мы постоянно видим по телевизору сегодня — это революция в умах. Вебер создавал свои работы, вдыхая запах революции. Он хотел изменить состояние многих вещей. Он считал, что пример в этом должна показать политическая власть.

Вебер считал, что в отношении власти человечество прошло через три различных вида энергии. Более старые общества подчиняются традиционному авторитету, где правители опираются на традиции божественности, тем самым оправдывая свою власть. Им на смену приходят общества с харизматической властью, где героическая личность, наиболее известная среди которых — Наполеон, может подняться к власти, благодаря личным качествам, и изменить всё путём страсти и воли.

Вебер поясняет, что мы теперь вступили в следующий период развития — период бюрократической власти. Бюрократия достигает своей мощи с помощью знаний. Только чиновники знают, как устроен тот или иной процесс, простым людям это недоступно. Большинство из нас просто даже отказываются вникать в дела управления, тем самым оказывая большую услугу власть имущим.

Засилье бюрократии имеет серьёзные последствия для тех, кто пытается изменить нацию. Существует часто понятное, но ошибочное стремление думать, что просто нужно поменять лидера, но на самом деле, даже поменяв лидера, почти никогда не получается оказать на него воздействие, на которое рассчитывали. Если мы хотим продвинуться дальше в этом вопросе, попытаться повлиять на власть, нам придётся пройти через многочисленные бюрократические процессы, через сбор данных, споры, обращения в инстанции, показания, слушания, исследования.

Вебер говорит нам о том, как власть работает сейчас, и напоминает нам о том, что идеи могут быть гораздо более важными, чем деньги и инвестиции в страны, которые хотят измениться. Это очень существенный тезис. Под руководством Вебера мы узнаём, что огромная сфера, которую мы связываем с действием обширных безличных внешних сил — это по сути наши внутренние решения, которые зависят от чего-то совершенно личного и вполне подвластного нам — это мысли в наших собственных головах.

Озвучил In Cor Cadit.

[Тут размещён транскрипт перевода ролика, оригинал ниже:]
[Sociology - Max Weber]
 

Другие интересные транскрипты

Комментарии