Обсессивно-компульсивное расстройство



Всем привет! В этом видео я расскажу, что такое обсессивно-компульсивное расстройство, как распознать у себя обсессии и компульсии и что можно делать с этой проблемой.

С вами Катерина Карпович на канале «Психология Что?», и сегодняшняя серия будет посвящена обсессивно-компульсивному расстройству, сокращённо ОКР.

Наиболее интересно это, наверное, будет тем, кто когда-либо сам страдал от навязчивых мыслей или чьи друзья, родные, любимые люди страдают от этого расстройства.

Сегодня первый выпуск, который мы снимаем в собственном центре — центре национального интеллекта ZenFish. У нас тут проходят всякие разные интересные курсы. Ссылку на наш центр можно найти в описании под этим видео. Если вам нравятся наши ролики, и вы хотите поддержать проект, воспользуйтесь ссылкой на Я.Соберу или PayPal.

Итак, поехали. Само по себе название обсессивно-компульсивного расстройства подсказывает нам, что в этом видео будет два действующих персонажа — это обсессии и компульсии.

Обсессии — это неприятные мысли, которые приходят к нам в голову помимо нашей воли и мы тщетно пытаемся от них избавиться. Порой обсессии могут быть парадоксальны. Например, ответственная добрая мама может мучиться от навязчивых мыслей, что она может уронить или ударить своего ребёнка, а по-настоящему религиозные люди будут думать какие-то богохульные мысли при том, что на самом деле они совсем не хотят, чтобы эти мысли к ним приходили.

Второй персонаж — компульсии — это некие навязчивые ритуальные действия, которые просто должны быть сделаны, иначе мы не можем чувствовать себя нормально. Порой очень сложно сказать,почему же мы так хотим сделать именно эти действия. Они становятся привычкой, которую сложно анализировать и от которой сложно избавиться. Примером таких действий могут быть навязчивые перепроверки, выключен ли газ, закрыты ли двери, или частое мытьё рук, причём при тяжёлых формах ОКР вплоть до повреждения кожи.

Интересно, что обсессии и компульсии не всегда живут вместе. Они могут проявляться совершенно раздельно. Если это так, например, то моя мысль о том, что я могу кому-нибудь повредить, не обязательно приведёт к тому, что я буду прятать от себя все ножи. Возможно, что я также мысленно буду пытаться нейтрализовать эту плохую мысль, например, говорить себе о том, что нет-нет, я ни в коем случае этого не сделаю, пытаться навязчиво находить доказательства того, что я добрый человек, который никогда не сможет кого-то ударить.

Если же обсессии и компульсии связаны вместе, то, как правило, мысль о том, что я могу кому-то навредить, неизбежно приведёт к ритуалу. Например, я буду прятать от себя ножи или прекращу готовить.

Компульсии тоже могут существовать отдельно. Например, вы пытаетесь проверить, закрыта ли дверь, дёргаете ручку ровно пять раз и никак себе не можете объяснить, почему вы делаете это именно так, или беспричинно пытаетесь идеально выровнять монитор и никак не успокоитесь, пока он не будет стоять вот именно так, как вам хочется, хотя порой этот идеал просто не достижим.

Наверняка вы нашли у себя какой-нибудь из этих симптомчиков. Не расстраивайтесь. Согласно исследованиям, около девяносто пяти процентов людей сталкиваются с обсессивными мыслями и навязчивыми действиями и только у двух-трёх процентов людей можно диагностировать клиническую форму обсессивно-компульсивного расстройства.

Кстати, как же её диагностировать? Международная классификация болезней DSM предлагает следующие критерии диагностики.

  • Во-первых, должны присутствовать навязчивые мысли или навязчивые действия, либо и то, и другое, и оно вызывает значимый дискомфорт или тревогу.
  • Во-вторых, внешнее поведение или ментальные действия человека направлены на то, чтобы уменьшить этот дискомфорт или тревогу.
  • В-третьих, навязчивые мысли и/или действия пожирают достаточно много времени, не менее часа в день, и существенно влияют на остальные сферы жизни человека. При этом симптомы не объясняются другими расстройствами или употреблением психоактивных веществ.

Степень тяжести ОКР определяется тем, насколько сильно человек верить в собственные навязчивые мысли, то есть понимает ли он, что его мысли об убийстве ещё не делает его убийцей. Примерами обсессий являются навязчивые мысли на тему «а вдруг»: а вдруг я сойду с ума, а вдруг я гомосексуалист, а вдруг я перестану себя контролировать и ударю кого-нибудь ножом.

Компульсии, или навязчивые действия, могут проявляться в виде таких поведенческих ритуалов, типа слишком частого мытья рук или перепроверок, закрыта ли дверь, или даже постукиваний. Так что те самые наши «тьфу-тьфу-тьфу» постучать три раза по дереву — это и есть та самая компульсия, которая направлена на то, чтобы снизить дискомфорт от неприятной нам мысли, что с нами что-то может случиться.

ОКР, к сожалению, одно из самых непластичных расстройств. Это означает, что без лечения шансы того, что навязчивости пройдут сами, крайне и крайне малы. А связано это в первую очередь с биологическими основами обсессивно-компульсивного расстройства.
  • Во-первых, это нарушения в нейротрансмиттерной системе серотонина.
  • Во-вторых нарушается функции хвостатого ядра — одной из подкорковых структур, отвечающих за наше эмоциональное состояние.
  • И в третьих, нарушаются связи между поясной извилиной или орбитальной корой.

На практике эти загадочные научные слова означают следующее. Слишком много мыслей наш мозг начинает распознавать как опасные и присваивать им ярлычок некоего мыслевируса. Например, как система безопасности Касперский, только в случае с ОКР Касперский распознаёт слишком много нормальных безопасных мыслей как вирусных и постоянно присылает нам уведомления «проверьте это», «проверьте», «перезагрузите систему». Таким образом, в нашем сознании как бы постоянно выплывают такие красные окошки, которые привлекают наше внимание и заставляют зацикливаться на так называемых опасных мыслях.

При этом нарушение выработки серотонина приводит к тому, что человек становится слишком зацикленным на попытках отсканировать свою систему сознания и выявить как можно больше ошибок, закрыть как можно больше окошек, в общем, избавиться каким-то образом от этих навязчивых мыслей и ни в коем случае их не пустить. А как мы уже знаем из нашего предыдущего видео «Контроль эмоций», чем больше мы сопротивляемся и выталкиваем какую-то мысль, тем чаще она возвращается к нам снова. Таким образом обсессии становятся навязчивыми. Как же развивается такое болезненное состояние, и к чему оно приводит?

Согласно когнитивной модели, триггером или тем, что запускает этот болезненный цикл, является сама по себе навязчивая мысль, которая изначально есть совершенно случайная мысль, возможно, глупая мысль, но если на ней не зацикливаться, то она очень спокойно уйдёт. Но поскольку человек придаёт ей слишком большое значение, а порой это значение ещё и искажённое, например, если я подумаю об убийстве, то я могу стать убийцей, эта мысль начинает вызывать очень сильный эмоциональный дискомфорт или тревогу. И вот-то начинается самое интересное.

В ролике про паническое расстройство мы уже рассказывали о том, что чувство тревоги, паники и в принципе эмоциональный дискомфорт — это что-то очень неприятное, от чего у человека возникает соблазн как-то по-быстрому избавиться, не дожидаясь, пока эта эмоция пройдёт сама собой. Чтобы как-то избавиться от эмоционального дискомфорта, человек изобретает ряд действий, которые в итоге становится навязчивыми или компульсивными. К этим действиям может относиться, например, самосканирование мыслей, когда вы всё время проверяете, а есть ли эта мысль сейчас у меня или нет, навязчивый поиск информации в интернете о своей проблеме или беспокойное обсуждение проблемы с друзьями, в общем, любые действия, направленные на какой-то искусственный контроль этой эмоции.

Интересно, что все эти активности временно снижают тревогу, в результате чего на мозг получает очень мощное позитивное подкрепление. Ага, ну вот, прям сейчас мне стало легче, и это здорово. И в том же время эти активности начинают закрепляться как правильные, хотя в долгосрочной перспективе они не просто не работают, они ещё и снижают наш психический иммунитет. Происходит это потому, что наш мозг продолжает вырабатывать искажённые интерпретации, которые никак не меняются, и при этом не вырабатываются толерантность к тревоге. Иначе говоря, мы не становимся треговоустойчивыми к этой проблеме, мы не учимся ждать и понимать, что тревога сейчас пройдёт.

Более того, происходит ещё одна интересная вещь. Поскольку человек всё время осуществляет некие контрольные перепроверки, у него нет никакого шанса узнать, что если эти проверок не будет, то ничего страшного не случится. Таким образом, он никак не проверяет эту возможность и всё время подтверждает, что до тех пор, пока есть проверки, он в безопасности. Соответственно его страхи постоянно подкрепляются. В когнитивной психотерапии это называется невозможностью проверить альтернативную гипотезу.

Как же выйти из этих замкнутых кругов? Когнитивная терапия предлагает несколько довольно простых стратегий.
  • Во-первых, нужно научиться дистанцироваться от мыслей, понять, что мысли — это просто мысли, они необязательно ведут к определённым действиям.
  • Во-вторых, пересмотреть значения, которые мы придаём своим мыслям, проверить его, так сказать, протестировать его реальность, и если необходимо, заменить на какое-то более здоровое.
  • В третьих, отказаться от ритуального поведения — перестать перепроверять свои мысли, руки, двери, постукивать и в общем вот эти все компульсии, о которых шла речь выше.
  • И в-четвёртых, выработать толерантность к чувству тревоги и эмоциональному дискомфорту при помощи техник экспозиции, то есть погружаться в тревожные ситуации, но при этом не задействовать спасительные ритуалы.

В зависимости от сложности случая, психотерапевт может работать и с рядом других проблем: детскими травмами, самооценкой, с высокими стандартами или перфекционизмом — очень часто всё это присутствует при ОКР.

При этом с чисто компульсивными формами ОКР работа идёт немножко иначе. Например, если человек страдает от навязчивой тяги к симметрии, он часто не может озвучить свои искажённые интерпретации и мысли. В таком случае есть смысл работать по принципу экспозиции. А именно: не позволять человеку выравнивать монитор или картину, которую он хочет выровнять, и показывать, что дискомфорт и тревога постепенно будут снижаться, даже если он не применяет своих ритуальных действий. Это называется принципом экспозиции.

Если же вас заинтересовали когнитивные поведенческие техники, например, дистанцирование от мыслей, работа с перфекционизмом или экспозиция, приходите к нам в центр эмоционального интеллекта Zenfish на курс когнитивных техник — всё расскажем и покажем. Этот курс будет особенно полезен для тех, кто проводит собственные семинары, тренинги и консультирует, для психологов, коучей, ну в принципе для всех, кто хочет использовать это в своей практике.

Итак, если вам понравилось это видео, нажмите внизу кнопочку «Поделиться», задайте нам свои вопросы в комментариях или просто расскажите своим друзьям про наш канал «Психология Что?». C вами была Катерина Карпович на канале «Психология Что?», сегодня я рассказывала про обсессивно-компульсивное расстройство, как его у себя обнаружить и как там всё в нём взаимосвязано. В общем, подписывайтесь на наш канал, ждите следующего выпуска. До встречи, пока!
 

Другие интересные транскрипты

Комментарии